Кто является виновником дтп по закону

Содержание
  1. Как определить виновника ДТП
  2. Что делать, если виновник ДТП скрылся
  3. Порядок установления виновника аварии
  4. Может ли потерпевший стать виновником?
  5. Что делать, если в справке №154 не указан виновник
  6. Установление вины в суде
  7. Обоюдная вина
  8. Как получить возмещение, если виновник неизвестен
  9. Виновника нашли
  10. Обжалование виновности в ДТП
  11. Как установить виновность в ДТП
  12. Порядок установления виновника ДТП
  13. Установление виновности в суде
  14. Что делать, если виновность в ДТП не установлена?
  15. : Суд признал водителя ВАЗ-2107 виновным в ДТП
  16. Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?
  17. Рассказываем как определить, кто виноват в ДТП
  18. Как самостоятельно собрать доказательства
  19. Кто имеет право определять виновного
  20. Критерии виновности
  21. Регресс по европротоколу: нужно ли виновнику ДТП направлять извещение в страховую, как не платить
  22. Что такое регресс в ОСАГО
  23. За что чаще всего взыскивают регресс по Европротоколу
  24. Виновник не направил вовремя извещение о ДТП страховщику
  25. Непредоставление автомобиля на осмотр
  26. Ремонт или утилизация поврежденного автомобиля в течение 15 дней
  27. Что делать виновнику ДТП после составления Европротокола
  28. Как правильно сдавать извещение
  29. Экспертиза авто
  30. Особенности взыскания по регрессу с виновника
  31. Как оспорить требование по регрессу

Как определить виновника ДТП

Кто является виновником дтп по закону
Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения?

Ежедневно в стране происходят сотни тысяч аварий и не всегда удается точно установить виновную сторону. Как найти виновника ДТП и как быть, если ты не согласен с постановлением ГИБДД и хочешь оспорить свою виновность?

В таких ситуациях очень важен порядок действий, которые предпринимает водитель в первые моменты после аварии.

Что делать, если виновник ДТП скрылся

Очень часто единственное нарушение, которое совершают добропорядочные водители за всю свою жизнь – это ситуация, когда он не уступил дорогу пешеходу.

Но случаются и такое, когда ты становишься поневоле пострадавшей стороной в дорожной аварии, а сам ее виновник предпочитает немедленно исчезнуть с места происшествия, чтобы не понести наказания.

Как найти виновника ДТП в случае, если он скрылся? Неважно, участник ДТП иностранец или же гражданин России – его все равно будут искать. Группа поиска практически всегда находит безответственных водителей, причем поспособствовать тому, что они будут найдены, может даже пострадавший. Для этого:

  1. Нужно постараться отыскать любых очевидцев аварии, будь то прохожие, водители других автомобилей или работники расположенных рядом магазинов, кафе или иных учреждений. Следует сразу взять их контакты, а после предоставить эту информацию инспекторам ГИБДД.
  2. Сохраните запись с видеорегистратора. Если у вас такого устройства в машине нет, обязательно спросите у других водителей-очевидцев, не была ли авария записана на их авторегистраторы.
  3. Если регистраторов ни в одном находящемся рядом авто не было, ищут любые места рядом, где могли быть установлены видеокамеры. Очень часто ими снабжаются входы в магазины и т. д.
  4. Нужно разместить объявления в интернете о поиске любых очевидцев, если на месте происшествия никакие свидетели не были найдены. Очень часто такие действия дают результаты.

Конечно, сообщение в полицию в случае, когда виновник поспешил скрыться с места ДТП, обязательно. Именно при наличии соответствующего заявления этот орган ищет скрывшееся лицо. Кстати, установить его по номеру машины на данный момент довольно просто, поскольку все больше устанавливается дорожных камер. В итоге автомобиль, на котором скрылся участник аварии, могут даже объявить в розыск.

Скрываться с места ДТП строго запрещено, конечно, если только не было жертв или пострадавших (легкие ушибы, в том числе у ребенка, не являются уважительной причиной отъезда), и при помощи скорой их доставить в больницу невозможно. Следует вызвать экипаж ДПС, дождаться их приезда и по всем правилам оформить аварию.

Порядок установления виновника аварии

Может ли ГИБДД разобраться в том, кто является виновником аварии и куда обращаться для этого? Чтобы разобраться в данном вопросе, вначале рассмотрим порядок определения лица, спровоцировавшего ДТП:

  1. Как только материалы о произошедшей аварии поступят в ГИБДД, будет создана группа разбора, которая занимается поиском виновника.
  2. Стороны, ставшие участниками ДТП, получают документы (постановление), в которых указывается нарушитель. Никакой информации о том, кто стал виновником, там не прописано. На основании постановления нарушившему лицу выписывается штраф.
  3. Слов одного из лиц часто хватает для того, чтобы признать одну из сторон виноватой.

Далее вместе с документами каждая из сторон отправляется в свои страховые фирмы, где у пострадавшей стороны оценивается степень повреждения автомобиля, нанесенные ему травмы. На основании этого делается выплата. Точное установление виновника происшествия происходит только в суде, поэтому сторона, признанная постановлением ГИБДД нарушителем, может подать иск об установлении виновности в суд.

Может ли потерпевший стать виновником?

А что будет, если за рулем был несовершеннолетний? В такой ситуации чаще всего рассчитывать на компенсацию не приходится.

Более того, именно тогда несовершеннолетний может стать, по сути, виновником, поскольку его родителям придется отвечать перед страховой фирмой по регрессным требованиям.

Если же малолетний не спровоцировал аварию, а пострадал в ней, виновнику выплачивать сумму не придется. Но и на восстановление машины ее собственник ничего не получит. Если, конечно, автомобиль не был угнан.

Стать виновной пострадавшая сторона способна и после вынесения решения суда о признании ее таковой. Подобное происходит, если нарушитель решает оспорить постановление ГАИ. Кстати, виновным пострадавший может быть признан только в части, подробнее этот случай мы рассмотрели далее.

Что делать, если в справке №154 не указан виновник

Ранее справка о ДТП №154 обязательно выдавалась обеим сторонам аварии и, если в ней не указан был виновник, требовалось обращаться в суд.

Несмотря на то, что сам Приказ МВД №154, утверждающий форму справки о ДТП, отменен не был, в обновленном Приказе МВД №664 (он же Административный регламент) не предусмотрена выдача этого документа.

То есть теперь он не просто не устанавливает виновную сторону аварии (это теперь прерогатива исключительно суда), но и вообще исключен из списка бумаг, выдаваемых на месте происшествия.

На данный момент взамен справки №154 требуют протокол и определение либо постановление. Именно здесь сотрудник ГИБДД обязан отразить все важные данные, которые ранее указывались в справке о ДТП. Ее, кстати, страховщики требовать теперь не вправе.

С 2017 года в справке о ДТП не указан виновник, и она более не выдается. Вместо нее требуйте выдачи копии протокола или постановления о правонарушении.

Установление вины в суде

В установлении виновника ДТП через суд участвует собственник одного из автомобилей. Именно заявление об установлении вины является основанием для начала судебного разбирательства, иначе ее степени будут устанавливаться в ходе расследования. Зачастую обратиться в суд приходится той стороне, которая считает, что в постановлении ГИБДД неправильно определено лицо, спровоцировавшее аварию.

Если одна из сторон обратилась с суд, она должна предоставить максимально возможное количество доказательств, указывающих на свою невиновность. Например, заранее можно сделать трасологическую экспертизу, чтобы эксперты исследовали образцы шин, следов от них и т. д. Во внимание будут приняты такие детали, как:

  • оправданы ли действия каждого из автомобилистов;
  • каково состояние ТС в момент происшествия;
  • видны ли на месте аварии знаки, разметка или они вовсе отсутствуют;
  • состояние дороги на месте происшествия.

Судья определяет вину одного из участников ДТП, изучая указанные выше факты и, если их недостаточно, назначает дополнительные экспертизы. Такое возможно даже когда при административном расследовании они уже проводились. Повторные исследования исключат ошибки.

Вот список (примеры) документов, которые следует приложить к иску об установлении виновника:

  • видео- и фотоматериалы;
  • данные свидетелей;
  • справка о ДТП или постановление об административном правонарушении;
  • протокол и схема происшествия;
  • результат мед. освидетельствования;
  • данные экспертиз.

Обоюдная вина

Может случиться и ДТП без определенного виновника. Такая ситуация значит, что в аварии виновен не один водитель, так как действия обоих привели к возникновению происшествия. Несмотря на то, что юридического термина «обоюдная вина» не существует, он широко применяется как страховыми фирмами, так и сотрудниками ГИБДД при составлении документов.

Неважно, гражданин обращается сам в ГАИ или сотрудниками самостоятельно организуется административное расследование. Результаты его могут быть таковы:

  1. Виновной становится одна сторона. В данном случае компенсация может быть выплачена только пострадавшему.
  2. Вина распределяется пополам. Такое часто случается, если показания путаные и невозможно восстановить полноценную картину происшествия. Тут страховщики руководствуются ст. 1083 ГК, которая определяет, что если невозможно точно установить степени виновности, то она признается равной. Выплаты, соответственно, производятся тоже пополам.
  3. Вина установлена пропорционально. Размер компенсации будет зависеть сугубо от степени виновности.
  4. Прекращение дела. Такое происходит, если установление человека, спровоцировавшего аварию, невозможно, либо вышел срок давности.

Степени вины участников ДТП может определить суд, если водители не согласны с результатами расследования.

Судья распределяет вину между водителями и иными участниками дорожного движения на основании экспертиз, справок и иных документов, которые относятся к аварии.

Так, одна из сторон может быть признана виновником ДТП в большей степени (например, на 80%), а другая – в меньшей. Пропорционально вине будет распределяться и страховая выплата.

Как получить возмещение, если виновник неизвестен

Итак, определить виновника ДТП в ходе всех разбирательств не удалось, что дальше, куда обращаться? Проще всего, если пострадавший имеет полис КАСКО — в таком случае вообще степень виновности никак не влияет на то, получит ли он компенсацию или же нет. Но чаще всего потерпевший имеет только полис ОСАГО.

Если виновник ДТП не установлен, то этот факт является прямым поводом для получения возмещения, но только не со стороны страховщика, а от РСА. Основание для выплаты самое что ни на есть законное, а установлено оно в ст. 18 ФЗ «Об ОСАГО». Поэтому все документы и заявление необходимо посылать в Союз автостраховщиков.

Виновника нашли

Случается и так, что спустя некоторый промежуток времени виновное лицо при ДТП находят. Если нашли скрывшегося, то далее может быть несколько вариантов развития событий:

  1. Если возмещение от РСА уже было получено, то потерпевший может не переживать, так как никто не потребует у него обратно вернуть средства. Все требования касательно возмещения ущерба РСА предъявит виновному водителю и дальнейшие разбирательства вас, скорее всего, не коснутся вообще.
  2. У виновника имеется ОСАГО – это хорошая новость для вас, поскольку можно брать все необходимые данные и обращаться к его страховщику. Необходимая сумма после всех экспертиз будет выплачена потерпевшему, а после СК взыщет ее со спровоцировавшей дорожное происшествие стороны.
  3. Случай, когда у найденного сбежавшего водителя полиса нет, грозит стать для вас очень проблемным и длительным разбирательством. Само судебное решение может быть вынесено довольно быстро, но вот получить необходимую сумму бывает очень сложно.

Обжалование виновности в ДТП

Если вы не согласны с предъявляемым к вам требованиям, то не забывайте, что вы всегда вправе не соглашаться с выдвигаемым против вас иском. Вину можно как оспорить, так и уменьшить. В зависимости от итога дела удастся или уменьшить стоимость иска, или вовсе предотвратить выплаты по нему. Возможно, вам помогут несколько наших советов для такой ситуации:

  1. Изучите абсолютно все документы, которые были составлены в ходе разбирательства по дорожной аварии. В этот перечень входят различные протоколы, экспертизы, освидетельствования, схема ДТП и др. Возможно, в них будет противоречащая действительности информация.
  2. Любые ошибки, связанные с происшествием, в том числе и процессуальные, сыграют вам только на руку. Например, если при составлении протокола сотрудник ДПС не обеспечил наличие нескольких понятых, то уже можно исключить его из доказательной базы, поскольку официальные бумаги, составленные с ошибками, суд во внимание не примет.
  3. Отправьте транспортное средство на экспертизу. Проконсультируйтесь со своим автоюристом по вопросу о том, сколько и какие экспертизы лучше проходить.

К сожалению, наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности отнюдь не гарантирует полной защиты ваших прав. Сколько аварий случается ежедневно, и виновник предпочитает попросту «сбежать» с места совершенного ДТП. Стать жертвой такого водителя могу я, вы или любой другой законопослушный гражданин, поэтому всегда будьте готовы отстаивать свои права даже в суде.

Источник: https://zakoniavto.ru/dtp/dtp-bez-vinovnika.html

Как установить виновность в ДТП

Кто является виновником дтп по закону

Под ДТП (дорожно-транспортным происшествием) понимается авария на дороге, в результате которого причинён материальный ущерб, вред здоровью или смерть людей. В каждом случае дорожного происшествия важно правильно определить виновника ДТП, так как от этого во многом зависит порядок возмещения компенсации причинённого материального и морального ущерба.

Так как в большинстве случаев причиной аварии является совпадение многих факторов, то на практике не всегда удаётся сразу правильно определить истинного виновника.

Бывают случаи, когда виновников аварии нет или, наоборот,их несколько.

В основном виновником признаётся то лицо, которое совершило нарушение Правил, и в отношении него оформляется протокол об административном правонарушении ГИБДД.

Следует помнить, что установить виновностьи вынести приговор в отношении виновника имеет право только суд. Протокол ДТП не устанавливает виновность, а только фиксирует и описывает его схему, причины, условия и последствия с точки зрения сотрудника ГИБДД.

На основе этого документа с учётом показаний свидетелей и объективных материалов суд выносит своё решение и устанавливает истинного виновника.

Протокол о правонарушении, составленный инспектором ГИБДД можно обжаловать установленным порядком, если водитель не согласен с его выводами.

Порядок установления виновника ДТП

data-full-width-responsive=”true”>

Обычная схема действий правоохранительных органов, направленная на то чтобы расследовать ДТП, представляет собой следующую последовательность:

  1. При поступлении материалов в отделение ГИБДД специальная группа разбора проводит следственные действия и определяет нарушителя. При этом: в отношении нарушителя выносится постановление с наложением штрафа на основании соответствующей статьи КоАП. Если есть погибшие, то дело направляется в суд для привлечения нарушителя к более строгой ответственности. Подробнее об этом читайте здесь;
  2. Если в результате расследования выясняется, что нарушения правил со стороны участников происшествия не было или имеются другие факторы, перечисленные в ст. 24.5 КоАП, то дело прекращается без привлечения лиц к ответственности с выдачей всем участникам справки о том, что в ДТП нет виновников. Всем участникам происшествия выдаются справки о ДТП без определения виновности, в них указывается только нарушитель.
  3. Если участник происшествия не согласен с полученным постановлением, то он вправе обжаловать его в суде для того, чтобы установить виновность в ДТП или выявить виновника. Для этого к исковому заявлению нужно приложить постановление ГИБДД, пакет документов, подтверждающих размер причинённого ущерба и обосновывающих невиновность истца или виновность его оппонента, фотографии и другие материалы объективного свидетельства.
  4. Далее происходит судебное разбирательство по исковому заявлению. При этом суд затребует дело о ДТП из ГИБДД. При необходимости в интересах дела суд назначает трасологическую или судмедэкспертизу, производит допрос очевидцев происшествия, исследует представленные фото и видеоматериалы. На основании результатов проведённого разбирательства суд вынесет окончательное решение, и решение суда может не совпасть с решением группы разбора в ГИБДД.
  5. Решение суда является веским основанием для обращения в страховую фирму для получения денежной компенсации за причинённый ущерб. Если суд определил обоюдную вину сторон в аварии, то каждая из них вправе получить частичную компенсацию за понесённый ущерб.

Установление виновности в суде

Если кто-то из участников ДТП не согласен с определением виновности, или виновник в ГИБДД не установлен, то нужно обратиться в суд для проведения гражданского процесса. Для начала нужно собрать необходимый пакет документов и предоставить документы в канцелярию суда. Количество документов может разниться в зависимости от обстоятельств аварии, но примерный список выглядит так:

  1. Исковое заявление.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Приложить к заявлению расчет суммы ущерба, по мнению истца
  4. Необходимо получить для судебного заседания документы из ГИБДД, обосновывающие требования истца.
  5. Если в суде у истца будет представитель, то необходимы подтверждающие документы.

Важно в качестве одного из ответчиков привлечь страховую компанию. В противном случае, даже если истец выиграет суд, то по исполнительному листу получить деньги с виновника, если это физическое лицо, может быть затруднительно, по причине, например, отсутствия у него работы.

После предъявления в канцелярию суда всех необходимых документов назначается дата проведения предварительного судебного заседания.

Что делать, если виновность в ДТП не установлена?

Если суд не установил виновность в ДТП, то согласно п. 22 ст. 12 ФЗ об ОСАГО:

застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда и страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба. Страховые компании участников ДТП обязаны выплатить каждому из участников страховку в размере 50% от суммы причиненного ущерба.

Это значит, что если у первого водителя автомобиль пострадал на сумму в 100.000 рублей, то страховая компания обязана возместить ему 50.000 рублей. Соответственно, если второму водителю нанесен ущерб, к примеру, в 50.000 рублей, то страховая выплата будет составлять 25.000 рублей.

: Суд признал водителя ВАЗ-2107 виновным в ДТП

Чтобы минимизировать для себя последствия происшествия и доказать свою невиновность, нужно обязательно выполнить следующие действия:

  1. Ни в коем случае не покидать место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД, так как это расценивается, как попытка уйти от ответственности и признание своей вины. При этом теряется возможность собрать вещественные и объективные доказательства в свою пользу, подтверждающие невиновность водителя. Законом позволяется покидать место совершения аварии только для оказания неотложной помощи пострадавшим, и то при условии скорейшего обратного возвращения на место аварии. Оптимальным выходом является доставка пострадавших на попутных машинах, не участвовавших в происшествии.
  2. До прибытия полиции нужно записать контактные данные 3-4 очевидцев происшествия, заручившись их согласием на дачу свидетельских показаний при необходимости. Эти данные должны быть указаны впоследствии в протоколе в разделе «Объяснение». Обычно редко кто из свидетелей будет дожидаться прибытия полицейских, и давать показания на месте события.
  3. По прибытии инспектора ГИБДД дать показания по поводу происшествия, объяснив свою точку зрения, ознакомиться со схемой ДТП и содержанием протокола. При наличии возражений нужно обоснованно изложить их в разделе особого мнения участника аварии в протоколе. Записать о наличии видео и фотоматериалов и указать данные о свидетелях происшествия.
  4.  До приезда полиции сделать фото или видеосъёмку места происшествия с разных позиций так, что по кадрам можно было определить:
  •  дату, место и время события;
  •  автомобили участников ДТП с чётко видимыми регистрационными номерами;
  •  длину тормозного пути;
  •  виды и размеры повреждений машин;
  •  осколки и оставшиеся на дороге фрагменты автомобилей;
  •  дорожную обстановку и метеоусловия.

Важно сохранить у себя дубликаты фотоснимков на случай утери или намеренного сокрытия предъявленных материалов.

Для этого следует:

  1. Внимательно ознакомиться с делом, по решению которого водитель привлекается к ответственности. К основным материалам дела относятся протокол происшествия, протоколы осмотров автомобилей участников и места аварии, схема происшествия, акты автотехнической экспертизы и медицинского обследования, справка о ДТП. Важно найти в составлении административного протокола какие-либо процессуальные нарушения или ошибки, которые могут стать причиной его отмены на суде.
  2. Провести анализ указанных материалов дела на соответствие их оформления и содержания установленным требованиям нормативных документов. Наличие таких нарушений могут послужить основанием для признания не действительным этих документов.
  3. Ходатайствовать о проведении необходимой независимой экспертизы. При этом важно внимательно отнестись к выбору организации, проводящей независимую экспертизу, так как от профессионализма, квалификации и независимости эксперта во многом зависят эффективность и выводы проводимых исследований. Существенную помощь в этом вопросе могут оказать юридические компании, специализирующиеся в предоставлении правовой защиты участникам аварии.

Любое сомнение в обоснованности обвинения в качестве виновника аварии должно послужить толчком для оспаривания решения административного протокола. Только так можно избавиться от необоснованных притязаний потерпевших и их страховых компаний по возмещению им материального ущерба.

Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?

В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:

  •  ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей  гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
  • КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).

Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.

Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:

  • автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
  • трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
  • автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.

Пострадавшие могут получить страховку или бесплатно восстановить повреждённый автомобиль, если у них имеется полис КАСКО, независимо от того, определён или нет виновник ДТП. Однако здесь важно, чтобы причина происшествия входила в страховые случаи, которые детально обговариваются в каждом договоре.

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/zakon-i-voditel/kak-ustanovit-vinovnost-v-dtp/

Рассказываем как определить, кто виноват в ДТП

Кто является виновником дтп по закону

К сожалению, ежегодное число аварий на дорогах не снижается. Практически в каждом случае невозможно сразу установить виновника происшествия. Сегодня расскажем об основных критериях виновности, а также о том, кто наделен полномочиями по установлению вины автомобилиста.

Как самостоятельно собрать доказательства

В результате аварии могут пострадать не только машины, но и люди. Поэтому сразу после происшествия нужно остановиться, включить аварийку и поставить треугольный знак. После этого требуется оценить сложившуюся обстановку, выяснить, имеются ли пострадавшие лица (от этого может измениться порядок действий).

Если никто не пострадал, нужно выполнить следующие мероприятия:

  • один из участников ДТП должен вызвать инспекторов ГИБДД (при необходимости);
  • как можно скорее сообщить своему страховщику по телефону о происшествии (номер можно узнать на договоре);
  • в ожидании сотрудников автоинспекции нужно самостоятельно заняться сбором доказательств.

По возможности поговорить со свидетелями (записать их ФИО, адрес проживания, контактный телефон), которые готовы подтвердить обстоятельства происшествия. Детально зафиксировать место аварии (можно сделать фотографии с разных сторон или сделать видеозапись). Установленный видеорегистратор может стать одним из самых весомых доказательств.

Кроме того нужно сфотографировать имеющиеся повреждения, полученные в результате аварии (осколки факт, трещины бампера и т.д.).

Действовать нужно оперативно, так как обстановка на месте ДТП может существенно измениться.

Например, начинается дождь, который может уничтожить тормозной путь, или наступают сумерки, по этой причине невозможно сделать качественные фото. Следовательно, часть доказательств не получится собрать.

Также нужно сделать видеозапись общей обстановки. Могут пригодиться любые подробности и доказательства, поэтому нужно зафиксировать время суток, погодные условия, состояние дорог, наличие разметки или дорожных знаков, а также иные факторы.

Если же в аварии имеются пострадавшие в первую очередь нужно вызвать бригаду «скорой помощи», принять меры для оказания неотложной помощи. Только после этого вызываются инспекторы ГИБДД и выполняются иные пункты.

Кто имеет право определять виновного

При аварии важно установить, кто является пострадавшим, а кто виновником инцидента.

Естественно автоинспекторы, прибывшие на место, происшествия обязаны зафиксировать нарушения, собрать первичные сведения и доказательства, а также составить протокол о совершенном правонарушении.

Далее собранные материалы направляются в суд, только органы правосудия вправе на основании имеющихся данных принять решение о виновности или невиновности гражданина.

В статье представленная базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

Это процесс проходит в несколько этапов:

  • на место аварии направляется группа уполномоченных автоинспекторов, которые на основании имеющихся данных должны определить виновных лиц (например, изучить следы протекторов шин);
  • факт ДТП фиксируется в протоколе, каждому участнику происшествия на руки выдается справка об участии в аварии, в ней указывается, кто именно из водителей нарушил ПДД;
  • судебный орган выносит постановление по административному правонарушению;
  • если в ходе изучения имеющихся доказательств будет установлена вина всех водителей, то наказание назначается каждому из них в зависимости от степени виновности;
  • если же не удастся определить, кто виноват в происшествии, делопроизводство прекращается, водителей не привлекают к ответственности (при этом в справке о ДТП делается отметка, что нарушители отсутствуют).

Может возникнуть ситуация, когда водитель не согласен с решением суда, тогда он вправе его обжаловать путем подачи апелляции. В заявлении кратко указываются подробности и обстоятельства дела. Необходимо представить как можно больше доказательств своей невиновности.

Судья исследует полученные документы, иные материалы по делу, представленные водителем самостоятельно. Если переданных документов, фотографий, видеозаписей будет недостаточно, органы правосудия могут запросить архивные данные из ГИБДД. Для этого необходимо сделать официальный запрос.

На основании результатов автотехнической или трасологической экспертизы, а также иных материалов дела, суд делает выводы, при этом они могут отличаться от мнения автоинспекторов. Только в совокупности имеющихся доказательств можно сказать, виновен водитель или нет.

После вынесения судебного решения, автовладельцу следует обратиться к страховщику, чтобы он компенсировал ущерб, полученный аварии. При этом сумма компенсации обычно не превышает, установленный лимит в рамках ОСАГО. К заявлению нужно приложить постановление суда.

Критерии виновности

При вынесении решения суд будет учитывать все факторы. Например, погодные условия, наличие опьянения водителя (алкогольного или наркотического) и иные критерии. Для уменьшения степени вины, либо для отмены виновности, гражданин должен сделать следующее:

  • самостоятельно изучить материалы дела (протокол осмотра места происшествия, схемы ДТП, иные документы), или привлечь опытного юриста (возможно, удастся обнаружить ошибки оформления или нарушения процессуальных норм);
  • проанализировать, правильно ли составлены документы (обнаруженная ошибка станет основанием для признания их недействительными);
  • подать в суд ходатайство о проведении независимой экспертизы для установления неисправностей и повреждений.

Если суд установит, что аварии отсутствуют виновные лица, то страховщик может отказаться возмещать ущерб. В этом случае придется восстанавливать машину за свой счет. В ситуациях, когда будет доказана равная степень вины водителей, компенсация выплачивается в равных пропорциях.

Чаще всего виновником ДТП признают водителя, нарушившего правила движения. Этот факт фиксируется в протоколе, составленном автоинспектором. Суд принимает решение о виновности гражданина на основании представленных доказательств.

Спорное ДТП. Кто виноват? РАЗБОР ДТП: о чем вы не знали

Источник: https://niavto.ru/dtp/kto-vinovat-v-dtp/

Регресс по европротоколу: нужно ли виновнику ДТП направлять извещение в страховую, как не платить

Кто является виновником дтп по закону

Каждый день на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия. Сейчас появилась возможность для участников аварии оформлять Европротокол без участия сотрудников ГИБДД. На первый взгляд, такой подход кажется гораздо проще и удобнее.

Но на самом деле страховые компании рассказывают своим клиентам об этой процедуре далеко не всё. Не каждый водитель знает, что если он вовремя не выполнит свои обязательства, то получит регресс от страховой за непредоставление извещения о ДТП.

Что такое регресс в ОСАГО

Европротокол – это документ, который составляют водители-участники аварии (виновник и потерпевший) без привлечения сотрудников дорожной полиции. Но не во всех ситуациях автовладельцы могут прибегнуть к оформлению Европротокола.

Регресс в ОСАГО – это требования, которые предъявляет страховая компания к виноватому в ДТП водителю. Согласно этим требованиям, водитель должен возместить всю сумму денежных средств, которую компания выплатила потерпевшей стороне. Регресс выдвигается виновнику в том случае, если тот нарушил любой подпункт п.1 ст.14 ФЗ №40 “Об ОСАГО”.

Самый распространённый пример этой ситуации: если виновник ДТП не направил в указанный срок страховщику извещение по Европротоколу за ДТП. Изначально страховая компания компенсирует ущерб потерпевшему водителю, а позже выдвинет регресс виновнику аварии, и эта сумма будет взыскана с него.

Обратите внимание! По правилам регресса,в первую очередь страховщик фактически должен компенсировать убытки потерпевшей стороне. Взыскивать эту сумму с виновника ДТП он сможет только в судебном порядке.

За что чаще всего взыскивают регресс по Европротоколу

Чаще всего страховая компания требует возместить ущерб по ОСАГО с Европротоколом по таким основаниям:

  • если водитель заполнил извещение, но не успел передать его страховой компании в пятидневный срок после дорожно-транспортного происшествия;
  • если последующие 15 дней после ДТП виноватый в нем водитель занялся ремонтом авто или его утилизацией;
  • если требование страховой относительно предоставления машины на осмотр в течение 5 рабочих дней не было удовлетворено.

Пренебрежение именно этими правилами и позволяет страховщику требовать регресс с лица, которое спровоцировало аварию.

Виновник не направил вовремя извещение о ДТП страховщику

Если виновник ДТП не успевает за 5 рабочих дней сообщить страховой фирме об аварии, то компенсировать ущерб другому водителю он будет самостоятельно.

Если для оформления аварии выбран Европротокол, то после его заполнения, в соответствии с подпунктом «ж» ст.

14 Федерального закона «Об ОСАГО» и правил ОСАГО, виновник аварии может лично посетить офис страховой и отдать им уведомление. Также можно отправить личный экземпляр факсом или заказным письмом.

Некоторые страховые компании в своей работе используют не самые честные и гуманные методы, для того, чтобы возмещение ущерба легло на плечи виновника ДТП. Они пользуются неопытностью людей и их незнанием законов.

Например, если водитель вовремя оформил Европротокол, виновник за 5-дневный период приносит в страховую извещение, специалисты снимают копию документа, а оригинал возвращают на руки водителю.

В этом случае будет считаться, что автовладелец не отправил Европротокол и не оповестил свою СК.

Также страховые фирмы могут применять другие методы, чтобы снять с себя финансовую ответственность, в том числе:

  • отказ в принятии документов по необъективным причинам;
  • не всегда ставят отметки о принятии документации, в результате чего очень часто эти документы теряются в дальнейшем;
  • если документ отправлен был файлом через интернет или по почте, представители организации могут говорить, что письмо было пустым или они вовсе его не получали.

Важно! Даже если у всех участников аварии услугу страхования представляет одна и та же компания, виновник ДТП должен лично известить её о случившемся, предоставив собственный экземпляр в отведенный срок.

Непредоставление автомобиля на осмотр

Каждый участник ДТП, согласно Федеральному закону «Об ОСАГО», должен предоставить на осмотр собственный автомобиль в пятидневный срок, если этого требует страховая компания. Этот срок может быть изменён, если достигнуто взаимное согласование сторон. Это требование СК отправляет каждому клиенту по почте.

Ремонт или утилизация поврежденного автомобиля в течение 15 дней

По закону «Об ОСАГО», виноватый в аварии водитель не имеет права восстанавливать состояние своего автомобиля ранее, чем в пятнадцатидневный срок с момента происшествия.

Если он нарушит это условие, установленное законодательством, то он будет компенсировать страховой компании ту сумму, которую та выплатила потерпевшей стороне.

Это правило распространяется не только на виновника ДТП, но и на остальных его участников.

Самостоятельно проводить ремонт и модернизацию можно спустя 15 суток после дорожно-транспортного происшествия. Если у водителя есть страховка ОСАГО, то лучше дождаться официальной экспертизы.

Если страховой агент не спешит уведомить клиента о предстоящем осмотре, то можно обращаться в независимые организации для оценки состояния авто.

В этом случае у водителя будет страховка на случай того, если кто-либо из других сторон решит оспорить этот момент.

Что делать виновнику ДТП после составления Европротокола

Иногда при оформлении ДТП может присутствовать аварийный комиссар. По возможности он будет пытаться забрать извещение у всех автовладельцев, чтобы передать их в страховую компанию. В целом, это вполне нормальное явление.

Но иногда после такого извещения виновнику ДТП приходит регресс по Европротоколу. Случается это из-за того, что аварийные комиссары могут быть сотрудниками страховых организаций.

Поэтому все их действия будут направлены на удовлетворение интересов страховой.

Также нет гарантии того, что аварийный комиссар в нужные сроки доставит документы в пункт назначения, не потеряет их. В любом случае, доказать правоту водителя будет очень сложно, ему придётся возместить ущерб, как показывает судебная практика.

Поэтому не стоит сразу доверять аварийному комиссару, так как избежать регресса может быть очень сложно после такого сотрудничества. Но есть варианты и безопасного общения с аварийным комиссаром:

  • отдавать ему документацию нужно при третьих лицах;
  • можно создавать фото и видео в качестве доказательной базы, они не запрещены;
  • можно попросить комиссара оформить расписку.

Как правильно сдавать извещение

Как не платить регресс по Европротоколу, знает каждый ответственный водитель. Поэтому большинство из них будет стараться отнести грамотно заполненный бланк в офис страховой компании лично.

При сдаче извещения, на экземпляре представитель страховой ставит:

  • печать;
  • входящий номер;
  • дату принятия документа;
  • данные принимающей стороны (инициалы и должность).

Это станет гарантией того, что Европротокол в страховую был сдан, чтобы компания не подала в суд.

Также водители могут воспользоваться услугой отправки по почте Европротокола, отправить его в СК можно заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в обязательном порядке нужно делать опись вложения.

Найти почтовый адрес СК каждый водитель сможет в своём полисе ОСАГО.

До завершения разбирательства нужно сохранять все документы, бумаги и квитанции от страховщика, опись вложения будет служить подтверждением того, что вы передали страховой компании всю необходимую документацию.

Экспертиза авто

Экспертиза авто – это обязательное условие при возникновении страхового случая. Срок оценки будет зависеть от сложности исследования и множества других факторов. Экспертное исследование обычно длится до 10 дней. Длительность судебной экспертизы может быть в 3 раза больше – до 1 месяца.

Особенности взыскания по регрессу с виновника

Виновнику аварии может быть назначен регресс не только потому, что он не успел вовремя предоставить документы в страховую компанию, но также и при таких условиях:

  • если автовладелец умышленно нанес вред второму участнику аварии, его жизни и здоровью;
  • если во время управления автомобилем виновник находился в стадии алкогольного или наркотического опьянения;
  • если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО;
  • если автовладелец, виновный в ДТП, неправомерно сел за руль;
  • когда водитель скрылся с места аварии;
  • период страхования не совпадает с тем, в котором использовалось авто.

Обратите внимание! Когда речь идет о всех автомобилях, которые занимаются перевозками людей, при возникновении аварии может быть назначен регресс, если просрочена диагностическая карта авто.

Размер материальной ответственности виновного определяется после оценки ущерба от ДТП.

Как оспорить требование по регрессу

Если страховая требует возместить пострадавшей стороне все затраты на ремонт и восстановление автомобиля, это не значит, что виновник аварии обязан всё выплачивать.

Этот документ является досудебной претензией. Виновник ДТП может подать обратное исковое заявление на СК, если не считает её действия законными.

К этому нужно юридически подготовиться и собрать всю подтверждающую документацию.

Таким образом, чтобы избежать регресса по Европротоколу, нужно внимательно подходить к оформлению документов, в течении 5-ти рабочих дней сообщить СК об аварии, причем, доставить извещение о ДТП лучше самостоятельно, предоставить авто на осмотр в пятидневный срок, а также не приступать к ремонту автомобиля в течении 15 дней после аварии.Регресс по европротоколу: нужно ли виновнику ДТП направлять извещение в страховую, как не платить

Источник: https://gidpostrahoe.ru/avto/osago/esli-vinovnik-dtp-ne-napravil-strakhovschiku-izveschenie-evroprotokol.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/regress-po-evroprotokolu-nujno-li-vinovniku-dtp-napravliat-izvescenie-v-strahovuiu-kak-ne-platit-5e246773ee5a8a120532d0a2

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: